?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Переживание ненависти, наверное, занимает лидирующее место в списке "порочных" эмоций. Откажитесь от ненависти, откройтесь для живительной любви, доброты и принятия — такие призывы можно услышать регулярно. Но, так или иначе, любое чувство возникло не просто так, и, конечно же, ненависть — как одно из базовых чувств — выполняет очень важные задачи.

В ненависти происходит мобилизация, собирание всех сил — в условиях зашкаливающей опасности. Голова холодная, лицо бледнеет, губы сжимаются в ниточку, глаза хищно прищуриваются. Все прочие чувства словно заморожены, внутри как будто ком льда и холодный расчет — есть только цель — выделить варианты и устранить, уничтожить опасность. В отличие от ярости, которая кипит и бушует, разбрызгивается и разлетается — ненависть — свернутое в себя, сжатое чувство. И проявляет себя очень дозировано и расчетливо — строго на результат.

База для появления ненависти — присутствие рядом с очень страшным уничтожающим объектом — и желание защитить себя, дать отпор. Ну а поскольку угроза воспринимается, как смертельная, убивающая (не обязательно в реальном физическом смысле, возможно убивающая что-то в душе, во внутреннем мире) — то и желание дать отпор настолько сильное, что считаться с тем, насколько сильный урон может быть причинен — невозможно. Суть ненависти — желание уничтожить объект опасности — любой ценой. И, как законная часть ненависти, в этом чувстве есть еще и предвкушение наслаждения и облегчения, которое возникнет, когда опасность будет устранена. И переживание своего триумфа — от того, что смог защитить себя, свое пространство. Победа на энергии ненависти несет в себе колоссальный заряд уверенности и силы, но одновременно с этим, возникают переживания горечи и скорби, связанные с принятием цены, которую пришлось за эту победу заплатить.

Способность чувствовать, а не подавлять ненависть — во многом связана как раз со способностью выдерживать и принимать эту цену, выдерживать и принимать скорбь, переживания утраты, окончательного расставания, невозвратимости, утерянности. И восстанавливаться после этого, и обретать себя.

Способность чувствовать ненависть открывает возможность отвергать. Отвергать отношения или людей, которые не устраивают, отвергать работу, которая высасывает слишком многое, отвергать то, что токсично, неприемлемо, разрушительно.

Способность чувствовать ненависть — и действовать на ее энергии — важнейшее витальное умение — и от него во многом зависит психологическая сохранность личности.

В норме ненависть — это колоссальная отодвигающая сила, позволяющая отгородиться, выделить себя, свое "я" из разрушающей ситуации. И в этом проявляется ее исцеляющий, лечебный потенциал.

Но извращаясь — под влиянием самых разных обстоятельств — ненависть начинает работать иначе. Не как отодвигающая, а, наоборот, как скрепляющая, привязывающая сила.

В основе этого "переворота" ненависти, как мне кажется, лежит как раз невозможность либо нежелание заплатить цену скорби и горя. Невозможность отказаться от опасного разрушающего объекта, который одновременно воспринимается и как необходимый для выживания, очень желанный. Либо, другой вариант, когда ненавидимый объект начинает казаться настолько огромным и могущественным, что собственная борьба против него видится безнадежной, а отдача ответа и мести — уничтожительной. Тогда ненависть воспринимается, как очень опасное чувство. Угрожающее уничтожить собственное "я" наряду с ненавидимым объектом. И подавляется.

Степени этого подавления могут быть разные. Возможно, человек сдерживает лишь самые опасные свои порывы — чтобы все же не разрушить жизненно необходимый для него объект ненависти — и сохраняет его для отыгрывания садистических желаний, дающих желанные переживания своей силы и могущества. В таком случае ненависть может сочетаться со своебразной заботой об объекте ненависти. Возможно, вместе с ненавистью утрамбовываются вообще все агрессивные желания — и это один из путей формирования мазохистической личности. И тогда источником удовлетворения, самоуважения и гордости становится чувство морального превосходства над объектом ненависти, который опять же становится необходимым для обретения этого переживания.

В обоих этих случаях переживание ненависти (как правило неосознанное) — становится необходимым для "полноценного" существования, словно бы встраивается в личность, становится сложным, комплексным образованием характера, частью идентичности. И тогда, парадоксальным образом, отказ от отношений, заряженных ненавистью — внутренне воспринимается, как своеобразная психическая смерть, утрата части своего "я". А потребность выплескивать эту ненависть преобразуется в потребность разрушать — себя или тех, кто рядом.

Сама ненависть с ее огромной энергией становится силой удерживающей в патологической ситуации. Непроявленная, подавленная, искаженная — она прорывается в те моменты, когда уровень напряжения зашкаливает, и следом за ней шлейфом тянутся тяжелые переживания вины, собственной токсичности и разрушительности. Отчаяние бессилия и безнадежности крепко сцеплены со внутренней невозможностью изменить ситуацию, отказаться от пропитанных ненавистью отношений, и принять и пережить утрату и потерю того ценного, что в них было.

Работать с этим долго и сложно. Но вполне реально. Решающую роль здесь играет готовность терапевта принять на себя удар ненависти клиента, выдержать его — не отодвигаясь, и не отстраняясь. Изучить и распаковать подавленное. Принять на себя яд многолетних залежей ненависти — и не отравиться. Дать законный, легальный статус подавляемым чувствам, позволить им течь свободно, вывести клиента на осознавание того триумфа и радости, которые он испытывает, прямо или косвенно эту ненависть отыгрывая. Ну а затем — начинается следующий этап — работа с возможностью пережить потерю. Столкновение с утратой и горем. Отказом. И, если это получается, если через энергию ненависти удается развязать узел патологических связей, если клиент решается на проживание скорби и того ощущения психической смерти, которое внутри скорби живет, то открываются возможности для перестройки личности и характера. И открывается выход из тупика. И ненависть — осознаваемая и проживаемая — становится одним из проводников к этому выходу.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
dassie2001
Dec. 2nd, 2014 10:49 am (UTC)
На мой совершенно дилетантский взгляд, ненависть может быть свойственна преимущественно интравертам, тогда как ярость - экстравертам. Для врача интраверты в этом смысле сложнее, чем экстраверты. Ярость сама проходит, а ненависть может оказаться заскорузлой. По-моему, ты о том и пишешь подробно. В случае "осознаваемой ненависти" помощь врача нужна, наверное, лишь, как говорится, в клинических случаях, а так-то человек и сам бы должен выкарабкаться, раз уж ненависть - осознаваемая. Выкарабкаться с помощью какого-то мощного отвлечения или иного позитивного раздражителя. Источник (объект-субъект) ненависти может при этом сохраниться, просто он уйдет в сознании далеко-далеко, то есть окажется незначимым. А может и трансформироваться в позитив - все ж люди братья, как поется в песне.

Пардон за наверняка дубовые рассуждения.
chuka_lis
Dec. 3rd, 2014 05:19 am (UTC)
отлично написано!
adrenali_n
Feb. 4th, 2015 08:17 pm (UTC)
Очень отозвался этот и следующий пост про обесценивание
Сейчас как раз на этих этапах
Вопрос возник
Вот тут о потере -что под ней понимается?неудволетворение потребности?
"а затем — начинается следующий этап — работа с возможностью пережить потерю. Столкновение с утратой и горем. Отказом. И, если это получается, если через энергию ненависти удается развязать узел патологических связей"
и еще у меня пока не укладывается в голове-можно ли отвергать то что не нужно,но при этрм не обесценивая?вот прямо квест для меня
ethel_h
Feb. 5th, 2015 10:28 pm (UTC)
У Вас интересные вопросы выплывают :)
Потерей, мне кажется можно читать что-то, что казалось принадлежащим мне, или даже бывшим частью меня. Самый просто пример - у меня было яблоко, и его отобрали - потеря. А если яблоко было, но когда его в очередной раз взял - обнаружил, что оно - зачервивело и подгнившее. Можно смириться с потерей яблока - не поесть его, увы. Но, возможно, для кого-то (например очень голодного человека) - эта мысль уж очень неприятна. И тогда он ест яблоко - подавляя отвращение. И очень тесно соприкасается с тем, что ему отвратительно, и дает этому проникнуть внутрь. И, если не получается это из себя все-таки вытошнить (уж простите за натурализм), то к таким вещам, которые напрямую Вас отравляют - возникает ненависть. Если Вы едите гнилое яблоко и не можете отказаться от него (по разным причинам), то Вы его неизбежно ненавидите, потому что это - отрава. Даже если Вы сознательно этого не фиксируете (ну мол, подумаешь, слегка помятые, я всю жизнь их ем, а что потом немножечко иногда мутит - так пустяки, дело житейсткое). В этой ситуации подавлены и отвращение, и ненависть. И пришлось их так сильно подавлять именно из за того, что оказаться от червивого яблока - не получилось.
(Понятно, я не лично про Вас писала, а в пространство, как абстрактный пример :)
А теперь представьте, как все осложняется, если речь не о яблоке, а о другом человеке? Причем, порой, очень близким - а в близких мы нередко помещаем какие-то части себя. А они - в нас. И все совсем запутанным становится. Действительно узел.

Насчет обесценивания и отвержения - тоже интересная тема. Ведь обесценивание - это совсем не всегда плохо. Совсем никогда и ничего не обесценивать - это значит жить чужими ценностями, не своими. Время идет и то, что для Вас было когда-то центром, вокруг которого крутилась Ваша жизнь, вполне может отойти на периферию. Т.е. обесцениться. И это нормально. А еще бывает так, что ценность чего-либо неоправданно, необъективно завышена. Например, женщина живет в полной уверенности, что на нее такую-никакую - никто не обратит внимание. И тогда каждый мужчина, который будет к ней проявлять внимание сразу становиться сверхценным.
И еще я бы так ответила, если отношения заряжены ненавистью и отвращением, то отвергнуть не обесценивая - малореально, да и не нужно. Это будет как часть общего выплеска аффектов. Но после, со временем, часть ценности может вернуться. Уже в более зрелом понимании.
А вот изначально делать выбор не обесценивая ни один из вариантов -это и правда очень непростая задача, и есть этом какой-то экзистенциальный вызов. Вот сможет ли человек, действительно, полностью принять горечь от потери и пережить ее - по честному, как она есть, без того, чтобы затирать и замазывать свои впечатления обесцениванием. Да и так ли уж нужна эта честность?
adrenali_n
Jun. 9th, 2015 07:57 am (UTC)
Заглянула перечитать пост,и наткнулась на свой вопрос и ваш ответ.
Спасибо!
Я и забыла уже
А вобще подумываю о консультации у вас
livejournal
Nov. 21st, 2015 10:49 am (UTC)
НЕНАВИСТЬ: ИСЦЕЛЯЮЩАЯ И КАЛЕЧАЩАЯ
Пользователь iriska_pro сослался на вашу запись в своей записи «НЕНАВИСТЬ: ИСЦЕЛЯЮЩАЯ И КАЛЕЧАЩАЯ» в контексте: [...] я одним из проводников к этому выходу. Этель Голланд, http://ethel-h.livejournal.com/12780.html [...]
( 6 comments — Leave a comment )