?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лекция, как ноу-хау.

С появлением ноутбуков и мультиплееров лекторское искусство переживает новую эру. Очень немногие продолжают читать по старинке, показывая лишь необходимые картинки и графики. Теперь даже самый захудалый лектор знает, если он сделает визуальное сопровождение своей лекции в PowerPoint, хотя бы в виде краткого конспекта, его сразу начнут воспринимать гораздо серьезнее. Но куда солиднее, если текста на слайде не по две-три строчки, а гораздо больше, так чтобы сразу было понятно: лектор знает много, ему есть чем поделиться с аудиторией. При этом зачитывать свой собственный слайд категорически неправильно. Это и понятно, читать все умеют, эдак можно просто промотать презентацию. Чтение своих собственных слайдов обесценивает лектора, как личность и профессионала. Для лекторов высокого уровня хорошим тоном стало говорить то же самое, что и на слайде, но другими словами. Слушатели вроде бы переписывают слайд и, в то же время, вполуха (а иначе не получается, надо же слайд успеть переписать) внимают лектору, который чего-то там поясняет и акцентирует. Но все-таки главное, что придает лекции весомость - это наглядные картинки и графики. Некоторые профессора, хорошо понимая этот аспект, любыми путями стремятся иллюстрировать свою лекцию. Например, используют картинки из диссертаций. Выглядит это примерно так. Лектор вещает: "А сейчас мы увидим, как соотносятся между собой А и В". При этом появляется график (минимум трехцветный), на оси абсцисс видны цифры, на оси ординат может быть даже загадочная аббревиатура (например, соотношение кг/ам), поясняющая, что именно измерялось. Итак, ты слушаешь про А и В и видишь, это не просто слова, кто-то что-то посчитал и нарисовал по результатам наглядный график. Становится понятно, что за несколькими простыми словами в лекции стояла серьезная работа, о которой в данном формате подробно говорить нет возможности. Лектора же высшего уровня, практически каждый свой слайд умеют представить в виде полезных схем, наглядных картинок и понятных(!) графиков. Естественно, после таких лекций кто-нибудь из впечатленной аудитории непременно попросит у лектора разрешения скопировать презентацию на флешку. Но разрешает далеко не каждый. Отказ звучит примерно так: "Вы знаете сколько я времени потратил на подготовку лекции? А Вы хотите получить просто так? Читайте литературу, там все это есть". Окружающие относятся с пониманием. Лекция профессора - это его ноу-хау. В век интеллектуальной собственности главная цель лекции - не донести знания, а продемонстрировать высочайший профессионализм самого лектора, как ученого.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
dassie2001
Nov. 16th, 2007 06:10 pm (UTC)
Извини, что встряну. Создаваемые традиции, наверное, разные. В моей квазинауке не встречал случая, чтобы кто-то кому-то отказывал в копировании своей любой презентации. Может быть, единственное условие - ссылайся, когда используешь.
В Сети висит куча курсов в PowerPoint и в PDF в открытом доступе. То есть "лекция, как ноу-хау" - у нас такого нет в принципе.
Без PowerPoint уже вообще никто не выступает, по определению.
Все и всё - примерно на одном техническом уровне, все натаскались.

Шустрая молодежь, конечно, поактивнее - в смысле всяких типа киношных визуализаций, за которыми, действительно, стоят немыслимые еще 10 лет назад по компьютерным затратам и по сложности расчеты или обработка данных.
Народному хозяйству это не очень нужно, конечно, но это уже другой вопрос.
ethel_h
Nov. 16th, 2007 08:05 pm (UTC)
Дело в том, что у нас PowerPoint нужен крайне редко. Психиатрия - не астрономия. У нас это именно дань моде и современным технологиям, а не реальная потребность. Причем, презентацию стараются делать почти все, хоть плохонькую и ненужную, но презентазию. Солидно.
dassie2001
Nov. 16th, 2007 08:51 pm (UTC)
Гут, понял.

В тему. Ты суперклассно сайт жсковский оформила, лучше не бывает,
я туда заглянул с месяц назад по наводке, где-то адрес есть.
Так что и с презентациями своими наверняка в лидерах.

Заставка только у тебя тут (юзерпик на новоязе)
какая-то дурацкая, раньше лучше была.
Не в смысле в смысле, а в смысле графицком.
Упаси господь советовать, просто к слову.
Тем более, что тебя по ней в ЖЖ уже многие знают.
ni_journal
Apr. 25th, 2008 05:35 am (UTC)
Гуманитарная наука существует исключительно в вербальной среде. С помощью картинок во все времена обучали лишь детей и лиц, отстающих в развитии
ext_117709
Aug. 21st, 2008 09:10 pm (UTC)
Добавил в закладки
prine75
Oct. 30th, 2009 09:53 pm (UTC)
ушлые школьники и студенты всегда спрашивают, можно ли им скачать лекцию. не спрашивают только у тех, кто им по носу за это стукнул или заранее намекнул, что стукнет, если че. :)
по прочтении поста явилась мысль о степенях наглости аудитории:
- когда скачать текст/презентацию просят в конце каждой лекции
- когда скачать текст/презентацию просят в начале каждой лекции
- когда скачать тексты/презентации просят в конце семестра
- когда скачать тексты/презентации просят в начале семестра - и больше уже не утруждают лектора своим видом до экзамена. :)

Edited at 2009-10-30 09:54 pm (UTC)
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

3
ethel_h
ethel_h

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner